Доликвидационные процедуры
До начала процедуры ликвидации необходимо провести ряд мероприятий. Часть из них формальная (принять решение и подготовить документы об этом действии и подать заявление в регистрирующий орган), часть — помогает рассчитать время и финансовые затраты на процесс закрытия компании.
1. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ КОМПАНИИ И ПОДГОТОВКА ПЛАНА ЛИКВИДАЦИИ
2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ЛИКВИДАЦИИ
Процесс ликвидации считается начавшимся с момента принятия собственниками компании или соответствующим уполномоченным органом такого решения.
Но есть особенности принятия решения у предприятий различных организационно-правовых форм. Для удобства приведем их в виде таблицы.
Организационно-правовая форма | Форма решения | Примечание |
Частное предприятие | Решение учредителя | |
Общество с ограниченной и дополнительной ответственностью | Протокол собрания участников | Решение о ликвидации принимается на собрании участников 100% голосов всех участников общества. |
Закрытое акционерное общество | Протокол общего собрания акционеров | Решение о ликвидации принимается большинством участников не меньше чем в 3/4 голосов, если другое не установлено законом, при условии, что в собрании принимали участие акционеры, которые владеют не меньше 60 % голосов |
ВАЖНО!
C момента принятия решения о ликвидации предприятия осуществление операций по счетам, совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), не допускаются.
C момента принятия решения о ликвидации и до момента исключения предприятия из ЕГР учредители (участники) ликвидируемого предприятия не могут регистрировать новые предприятия, выступать учредителями вновь создаваемых предприятий, приобретать доли в уставных фондах иных предприятий. О последствиях нарушения данного правила вы можете причитать в разделе «Ликвидация по решению суда».
3.НАЗНАЧЕНИЕ ЛИКВИДАТОРА (ФОРМИРОВАНИЕ ЛИКВИДАЦИОННОЙ КОМИССИИ)
Со дня назначения ликвидатора к нему переходят права и обязанности по управлению делами ликвидируемого юридического лица. Ликвидатор фактически становится руководителем предприятия, правда с ограниченным объемом прав, но с полным объемом ответственности.
Формирование и сдача налоговой отчетности, увольнение сотрудников, оценка и реализация имущества, взыскание дебиторской задолженности и проведение расчетов с кредиторами, все иные аспекты финансово-хозяйственной деятельности любой фирмы являются безусловной обязанностью ликвидатора.
Все операции ликвидируемого предприятия, оформляются непосредственно на ликвидируемом предприятие, во всех документах используются реквизиты предприятия. А ликвидатор является представителем предприятия и работает от его имени. Законодательство РБ предъявляет определенные требования к ликвидатору, но для собственников при принятии решения важно знать лишь основные:
- ликвидатором (председателем ликвидационной комиссии) не может быть учредитель и руководитель предприятия, если на момент приятия решения и фирмы есть непогашенные долги (кредиторская задолженность);
- ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) должен иметь высшее экономическое либо юридическое образование, опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности (опыт работы в должности специалиста, руководителя структурного подразделения, заместителя руководителя, руководителя юридического лица) и (или) опыт предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не менее трех лет;
Отношения собственников с ликвидатором (членами ликвидационной комиссии) могут строиться следующим путем:
- Трудовые отношения
Это означает, что в состав ликвидационной комиссии войдут лица, которые осуществляют управление предприятием, а функции по ликвидации предприятия выполняться ими в пределах их трудовых функций. У этого варианта есть существенные недостатки: выплачиваемое вознаграждение подлежит налогообложению подоходным налогом, платежами ФСЗН, отчислениями в Белгосстрах.
- Договор подряда с физическим лицом – ликвидатором
При этом варианте предприятие, которое ликвидируется, также должно позаботиться о начислении и содержании налогов и сборов из дохода, выплачиваемого лицам, которые осуществляют ликвидацию предприятия, а также о представлении соответствующей отчетности.
- Гражданско-правовые отношения
Когда ликвидатор или глава ликвидационной комиссии будет иметь статус субъекта предпринимательской деятельности, предприятие будет освобождено от обязанности относительно начисления и уплаты налогов и сборов из выплачиваемого дохода. Между собственником и субъектом предпринимательской деятельности заключается договор на выполнение функций ликвидатора предприятия.
Принятие решения о назначении ликвидатора аналогично порядку принятия решения о начале процедуры ликвидации и производится одновременно. Подробнее о полномочиях и функциях ликвидатора Вы можете прочитать в разделе «Функции ликвидатора»